Законодательное обеспечение прав коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока

Российская Федерация – многонациональное, многоукладное и мультикультурное государство. Более 180 народов с около 230 языками. 47 этносов коренных малочисленных народов (около 280 000 человек) в 28 субъектах федерации общаются на 40 языках.

Коренные малочисленные народы Российской Федерации

  1. Народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков
  2. Сохраняющие традиционный образ жизни, хозяйствование и промыслы
  3. Насчитывающие в Российской Федерации менее 50 000 человек
  4. Осознающие себя самостоятельными этническими общностями

По данным Всероссийской переписи населения 2002 г., малочисленные народы составляют около 0,2% всего населения Российской Федерации — от 8 человек (кереки) до 41 302 человек (ненцы).

Цель государственной политики в отношении коренных малочисленных народов — это создание условий для формирования устойчивого развития малочисленных народов Севера на основе укрепления их социально-экономического потенциала при сохранении исконной среды обитания, традиционного образа жизни и культурных ценностей этих народов.

Особый правовой статус коренных малочисленных народов Севера:

  • Конституция Российской Федерации;
  • Международные обязательства Российской Федерации в рамках выполнения положений Рамочной конвенции по защите прав национальных меньшинств Совета Европы от 1 февраля 1995г.;
  • Ряд федеральных законов.

Три специальных закона:

  1. «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» от 30 апреля 1999 г. № 82-ФЗ
  2. «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» от 20 июля 2000 г. № 104-ФЗ
  3. «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» от 7 мая 2001 г. № 49-ФЗ
Законодательное обеспечение прав коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока

В Концепции сформулирован российский стандарт государственной политики в отношении коренных малочисленных народов, предполагающий:

  • сохранение исконной среды обитания и традиционного природопользования в целях обеспечения и развития традиционного образа жизни коренных народов, в том числе путем обеспечения приоритетного доступа коренных народов к рыбопромысловым участкам и охотничьим угодьям, биологическим ресурсам в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности;
  • развитие и модернизацию традиционной хозяйственной деятельности коренных народов;
  • повышение качества жизни коренных народов до среднероссийского уровня;
  • улучшение демографической ситуации, в том числе путем снижения детской смертности и увеличения продолжительности жизни до среднероссийского уровня;
  • повышение доступа к образовательным услугам коренных народов с учетом их этнокультурных особенностей.

Проекты Федеральных законов, разработанные Минрегионом России в 2011 г.:

  1. «О внесении изменений в статьи 1 и 5 Федерального закона от 30 апреля 1999 г. № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации»;
  2. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования отношений в области традиционного рыболовства»;
  3. «О внесении изменений в Федеральный закон от 20 июля 2000 г. № 104-ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока»;
  4. «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации»;
  5. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации».

Причины, препятствующие реализации норм Федерального закона от 7 мая 2001 г. № 49-ФЗ:

  • отсутствие в Федеральном законе четко обозначенной процедуры образования ТТП, что затрудняет создание ТТП различного значения;
  • причисление ТТП к категории особо охраняемых природных территорий, земли которых согласно действующему земельному законодательству относятся к категории земель особо охраняемых территорий, с установлением соответствующего правового режима, в том числе ограничений разрешенного использования, что ограничивает возможности образования ТТП и осуществления традиционного природопользования в их границах.

Новеллы проекта федерального закона «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации»:

  • ТТП – выводятся из состава особо охраняемых природных территорий;
  • Предоставляется возможность создания ТТП на землях любых категорий, устанавливается специальный режим охраны территории, входящей в ТТП;
  • Законопроект содержит исчерпывающий перечень видов деятельности, которые могут ограничиваться либо запрещаться в границах ТТП;
  • Устанавливается порядок образования ТТП (инициаторы и последующий порядок действий по созданию ТТП);
  • Наличие ТТП и перспективы их развития учитываются в документах территориального планирования, схемах комплексного использования и охраны водных объектов, правил землепользования и застройки, что позволит избежать столкновения интересов в связи с выделением территорий традиционного природопользования;
  • В границах территорий традиционного природопользования допускается экономическая и иная деятельность лиц, не относящихся к коренным малочисленным народам и их объединениям и другим этническим общностям, если эта деятельность не противоречит целям установления территорий традиционного природопользования и действующему законодательству Российской Федерации;
  • Вводится перечень возможных ограничений хозяйственной деятельности на территориях традиционного природопользования. При этом данные ограничения могут вводиться либо не вводиться для каждой конкретной территории традиционного природопользования, в зависимости от особенностей каждой территории традиционного природопользования.

Этнокультурное развитие коренных народов

Мероприятия 2010 года

18 мероприятий, в том числе:

  • Международная выставка-ярмарка «Северная цивилизация. Сокровища Севера — 2010» (Москва);
  • Всероссийская школа молодежи коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока «Мастерская будущего» (Московская область);
  • Всероссийский фестиваль «Манящие миры. Этническая Россия» (Москва, Ростов-на-Дону, Краснодар, Сочи, Адлер, Гагры и др.);
  • Международный симпозиум по интеллектуальной собственности, традиционным знаниям и фольклору в целях устойчивого развития коренных народов (Санкт-Петербург);
  • Всероссийский круглый стол «Современные информационные технологии в сфере сохранения и развития языков коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» (Санкт-Петербург).

Мероприятия 2011 года

25 мероприятий, в том числе:

  • Международный семинар по вопросам выработки общих подходов к обеспечению устойчивого развития коренных народов;
  • Мониторинг функционирования родных языков коренных малочисленных народов;
  • Фотоконкурс, посвященный традиционной культуре коренных малочисленных народов;
  • Международный скульптурный симпозиум «Финно-угорский мир. Память предков»;
  • Создание цикла документальных фильмов о коренных малочисленных народах;
  • Комплексное исследование социально-экономического и этнокультурного состояния коренных малочисленных народов;
  • Издание журналов и газет, посвященных вопросам традиционного образа жизни и культуры коренных малочисленных народов и др.
Законодательное обеспечение прав коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока

Мультфильмы о коренных малочисленных народах

В рамках информационной компании были выпущены мультипликационные фильмы, посвященные культуре и традициям коренных малочисленных народов России.

Законодательное обеспечение прав коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока

Атлас этносов, религий и культур

Минрегионом России был издан иллюстрированный Атлас культур и религий народов России, который представляет собой уникальный проект, аналогов которого в мире нет.

Менеджмент этнокультурных проектов для коренных народов

  • Разработана образовательная программа профессиональной переподготовки по специальности «Менеджмент этнокультурных проектов»
  • Издано учебное пособие «Менеджмент проектов в этнокультурной сфере»
  • Подготовлена библиотека инновационных кейсов в этнокультурной сфере

Подготовлены 8 учебно-методических комплексов дисциплин:

  • «Этнокультурная карта России»
  • «Экономические модели устойчивого развития локальных сообществ и коренных малочисленных народов»
  • «Этнокультурная политика»
  • «Управляемый традиционализм: институты и практики»
  • «Этноубранистика и этнолокалистика»
  • «Модели предпринимательства, ориентированного на локальные культуры»
  • «Управление этнокультурными ландшафтами»
  • «Медиа, IT и общественные коммуникации в этнокультурной сфере»