«Миры» в МИРе (Морской Истории России)

Большие глубины зовут нас к себе
и мы знаем, пора.
Они как вершины,
Но только не виден здесь блеск серебра…
(А.М. Сагалевич)

Яркая страница современной морской истории России связана с глубоководными обитаемыми аппаратами «Мир-1» и «Мир-2». О них знает весь мир, о них много говорят и пишут, о них хотят знать еще больше…

К сожалению, многие ошибочно называют «Миры» батискафами. Это не верно! Глубоководные обитаемые аппараты «Мир-1» и «Мир-2» — это техника другого поколения. И называть их батискафами все равно, что вертолет назвать воздушным шаром, а электричку — паровозом.

Глубоководные обитаемые аппараты (ГОА) «Мир-1» и «Мир-2» были построены в 1987 году.

Аппараты создавались под научно-техническим руководством ученых и инженеров Института океанологии РАН имени П.П. Ширшова. Создатели заложили в их конструкцию уникальные свойства. Так, например, по скорости подводного хода, возможности вертикального маневрирования, энергообеспечению и автономности пребывания под водой им и сейчас нет равных. Связка из двух однотипных аппаратов оказалась незаменимым решением для глубоководных погружений. Один аппарат страхует другой.

Великий русский авиаконструктор О.К. Антонов говорил: «Если самолет красив, то он обязательно хорошо летает». Этот критерий можно с успехом применить и к подводным аппаратам. «Миры», вобравшие в себя стиль «хай-тек», получились весьма красивыми. Плавные обводы корпуса придают им хорошую мореходность, а по-самолетному спроектированные рули обеспечивают прекрасную маневренность. Юркие и подвижные, «Миры» имеют ход по горизонтали и вертикали, могут поворачиваться, нагибаться, брать образцы со дна, грузить их в небольшие контейнеры. Они могут двигаться со скоростью 4,5 узла и находиться под водой целых 80 часов. Длинна аппарата – 6,8 метра, ширина – 3,6 метра, высота – 3 метра. Диаметр сферического корпуса «Мира» — 2,1 метра. На борту глубоководного аппарата одновременно могут находиться три человека. Экипаж поддерживает постоянную связь с судном по гидроакустическому каналу.

«Миры» называют шеститысячниками, потому что они способны работать на глубинах до 6 000 метров. Почему выбрана именно эта глубина погружения? Дело в том, что 98,5 % дна Мирового океана — это глубины до 6 000 м. Таким образом «Миры» способны изучать почти всю акваторию Мирового океана.

Люди, давшие миру «Миры» — действительно герои. Это главный конструктор «Миров» — Игорь Евгеньевич Михальцев, и Анатолий Михайлович Сагалевич. Именно Анатолий Михайлович вдохнул жизнь в эту сложную технику, именно его называют подводным Гагариным, именно с ним связана славная история «Миров».

С применением ГОА «Мир-1» и «Мир-2» в рамках экспедиций Академии наук проведено около 500 погружений во всех океанах нашей планеты — Атлантическом, Тихом, Индийском и Северном Ледовитом.

С помощью «Миров» наука получила уникальные данные о таинственных «черных курильщиках». Эти подводные вулканы, расположенные в разных частях Мирового океана.
С применением «Миров» производилась ликвидация последствий аварии атомных подводных лодок «Комсомолец» и «Курск».

В 1990-е годы с помощью «Миров» исследовался корпус «Титаника», лежащего на глубине 3 800 м. В процессе погружений были проведены уникальные киносъемки, которые были использованы для создания художественных и научно-популярных фильмов.

Внимание мировой общественности было приковано к «Мирам» в 2007 г., когда подводные аппараты впервые в мире исследовали дно Северного Ледовитого океана в точке Северного полюса на глубине 4 261. Достижения этой экспедиции занесены в книгу рекордов Гиннесса.

За более чем двадцатилетнюю историю ГОА «Мир-1» и «Мир-2» доказали, что являются лучшими глубоководными обитаемыми аппаратами из когда-либо построенных в мире. Их вклад в изучение и освоение Мирового океана неоценим. И сегодня, без сомнения, их можно назвать легендой современной морской истории России.

Использованы материалы из книги «Глубина 4 261 метр» (Издательство Paulsen, 2007)