Эксперимент «Севморпуть-2011»

Эксперимент по исследованию навигационной обстановки в высоких Северных широтах при переходе по Северному морскому пути (СМП) был организован Информационно-аналитическим центром координатно-временного и навигационного обеспечения (ИАЦ КВНО) Центрального научно-исследовательского института машиностроения (ЦНИИМаш) при содействии Департамента береговой охраны Пограничной службы ФСБ России.

Целями проводимого эксперимента являлись:

  • оценка реальной навигационной обстановки вдоль трасс СМП, а также вдоль дальневосточного побережья России, работа контрольно-корректирующих станций;
  • тестирование отечественных и зарубежных образцов навигационной потребительской аппаратуры в (НАП) в основном предназначенных для использования в морском и речном судоходстве в различных режимах навигации ГЛОНАСС/ GPS /ГЛОНАСС+GPS, в том числе в дифференциальном режиме навигации;
  • оценка работы спутниковых систем связи в районах проведения эксперимента;
  • отработка различных технологий в т.ч. построения контрольной траектории движения, передачи данных в системах мониторинга и т.д.
Эксперимент «Севморпуть 2011»

Рис. 1. Маршрут эксперимента и расположение ККС.

Эксперимент проводился в августе-сентябре 2011 г. при переходе пограничного патрульного судна Северном морским путем по маршруту Мурманск- Петропавловска-Камчатский- Невельск (о.Сахалин) (рис.1). Пройденное расстояние за время эксперимента составило 10’000 км.

В эксперименте было задействовано более десяти новейших образцов навигационной аппаратуры отечественных и зарубежных производителей — КБ «НАВИС», РИРВ, НИИ КП, Ижевский Радиозавод, «Радио Комплекс», Javad GNSS, Leica Geosystems.

Эксперимент «Севморпуть 2011»

Рис. 2 Расположение антенн и антенной площадки на крыше ходовой рубки. Авачинская бухта.

Работа образцов НАП оценивалась при работе по сигналам различных глобальных навигационных спутниковых систем — ГЛОНАСС/ GPS /ГЛОНАСС+GPS. Кроме того, проводилось сравнение работы аппаратуры в абсолютном и дифференциальном режимах навигационных определений. В процессе перехода контрольно-корректирующая информация поступала более чем с пятнадцати контрольно-корректирующих станций, расположенных вдоль трассы движения корабля на побережьях Северного ледовитого и Тихого океанов.

Оценка точности показаний навигационной потребительской аппаратуры производилось в результате сравнения их результатов позиционирования с контрольной траекторией движения в синхронные моменты времени. Контрольная траектория строилась по показаниям нескольких двухчастотных ГЛОНАСС/GPS приемников с привлечением данных наземных референцных станций, в т.ч. международной системы IGS. По результатам отдельного эксперимента были получены данные, подтверждающие точность построения контрольной траектории.

В результате обработки данных эксперимента были получены различные показатели, характеризующие работу ГНСС, НАП, ККС, расположенных вдоль побережий (рис.3). Получены оценки работы спутниковых систем связи.

Эксперимент «Севморпуть 2011»

Рис. 3 Примеры результатов оценки точности позиционирования НАП и работы ККС.

А.А. Бермишев (кандидат технических наук, с.н.с., нач. сектора), В.Л. Лапшин (главный специалист), Л.А. Кривоспицкий (начальник лаборатории), С.Г. Ревнивых (кандидат технических наук, начальник ИАЦ КВНО, заместитель генерального директора ФГУП ЦНИИмаш).