Движение по студеным морям «встречь солнцу»

Какая похвала Российскому народу
Судьбой дана – пройти покрыту льдами воду…
Колумбы росские презрев угрюмый рок,
Меж льдами новый путь отворят на восток.
(М.В. Ломоносов)

Девиз России на выставке «ЭКСПО-2012»: «Океан и Человек – Путь от прошлого к будущему». И начинаться этот путь будет с экспозиции, посвященной истории Северного морского пути.

Сегодня Севморпуть – это национальная морская транспортная магистраль России в Арктике, протяженностью 5 600 км. Интерес к этой трассе, как самой безопасной и короткой из Европы в Азию, в последнее время возрос. Поэтому важно знать страницы истории ее освоения.

Северный морской путь – не просто линия на карте, прочерченная вдоль арктического побережья нашего государства. Это – история России, длиною в тысячелетия.

Трудно сказать, когда началось освоение русскими Севера. Если верить Карамзину, наши предки ходили на Север уже тогда, когда вообще появилось само понятие русские.

Следы самых первых поселений человека в российской Арктике относятся к VII-VI тысячелетий до н.э. Кожаная или деревянная лодка, гарпун и каменный топор – вот и все, что имели первобытные люди, вступая в борьбу со льдами и океаном.

Миля за милей, столетие за столетием наши соотечественники продвигались вперед на Север. Первая точная дата полярного мореплавания славян, зафиксированная в летописи, относится к 1032 году. Новгородский посадник Улеб совершил поход с Северной Двины к Железным Воротам (Карские Ворота). В летописи сказано «Улеб иде на железнаа ворота из Новгорода и вспять мало их возвратишася, но мнози тамо погибоша».

В ХII — XV вв. в поисках новых районов рыбного и звериного промысла поморы совершали смелые плавания в высокие широты Арктики, которые увенчались важными географическими открытиями: острова Калгуев, Вайгач, Новая Земля, Грумант (Шпицберген).

Отважные мореплаватели совершали свои бесстрашные плавания на лодьях, шняках, карбасах, а с ХIII века на кочах, которые по форме напоминали ореховую скорлупу. Когда огромные льдины стремились погубить их в ледяных объятиях, они «выпрыгивали» на поверхность.

В ХVI — XVII вв. поморы идя «встречь солнцу» активно осваивают участок Северного морского пути от Северной Двины до Тазовской губы в устье Оби, так называемый «Мангазейский морской ход», который впервые соединил две части света — Европу и Азию.

В 1525 году русский дипломат Д. Герасимов впервые высказал предположение о существовании водной магистрали, пролегающей вдоль северных берегов Европы и Азии: «Держась правого берега можно добраться на кораблях до страны Китая». Свою догадку он подкрепил картой, где на севере России показал сплошное водное пространство — Ледовитый океан, которым предполагалось пройти к азиатским берегам. Карта дошла до нас в незначительной переделке итальянского картографа и гравера Батиста Агнезе, она считается самой древней картой Северного Ледовитого океана.

В 1648 г. группа мореходов во главе с казачьим атаманом Семеном Дежневым и «торговым человеком» Федотом Поповым обошла на кочах Чукотский полуостров и вышла в Тихий океан, тем самым впервые в мире доказав существование пролива между Азией и Америкой.

В 1686 – 1688 гг. торговая экспедиция Ивана Толстоухова на трех кочах обошла морем с запада на восток Таймырский полуостров.

В 1712 г. землепроходцы Меркурий Вагин и Яков Пермяков прокладывают путь от устья реки Яны к Новосибирским островам.

В 1733—1743 гг. Великая Северная экспедиция стала первой попыткой освоения Северного морского пути в государственном масштабе. Благодаря труду участников Второй Камчатской экспедиции под руководством Витуса Беринга на карту было нанесено почти все российское побережье Ледовитого океана.
Семен Челюскин достигает северной оконечности азиатского материка.
Харитон Лаптев обследует побережье от реки Лены до реки Хатанга и Таймырский полуостров.

В 1755 году в работах М.В. Ломоносова мысль о Северном морском пути приобретает конкретность: «Северный Ледовитый океан есть пространное поле, где …усугубиться может российская слава, соединенная с беспримерною пользою, через изобретение восточно-северного мореплавания в Индию и Америку». По инициативе М.В. Ломоносова в1764 г. «учинить поиск морского проходу Северным океаном в Камчатку» отправляется правительственная экспедиция под командованием В.Я. Чичагова.

В 1820 – 1824 гг. значительный вклад в изучение восточного участка Северного морского пути внесла Колымская экспедиция, возглавляемая Фердинандом Врангелем. По результатам четырех экспедиций на карту был положен берег Сибири от устья Колымы до Колючинской губы (Чукотское море).

В 1878 – 1879 гг. экспедиция шведского ученого Нильса Норденшельда на судне «Вега» прошла Северный морской путь с одной зимовкой у берегов Чукотки. Успех мореплавателей, среди которых был и россиянин, горячо приветствовали во всем мире. Это было первое доказательство возможности транзитного использования Севморпути.

В 1899 г. на смену деревянным судам, изучающим трассу Северного морского пути, приходят ледоколы. Построенный по чертежам С.О. Макарова ледокол «Ермак», становится первым в мире ледоколом способный форсировать тяжелые льды Арктики, он открывает новый этап в освоении Севморпути.

В 1910 – 1914 гг. Гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана, под руководством Б. Вилькицкого на ледокольных судах «Таймыр» и «Вайгач» приступила к фактическому освоению Северного морского пути. Были проведены обширные гидрографические и гидрометеорологические работы, исследованы и нанесены на карту новые острова и земли, в том числе и архипелаг Северная Земля, открытие которого стало величайшим географическим событием ХХ века. Впервые экспедиция прошла Северным морским путем с востока на запад за две навигации.

В 1920 г. Карские экспедиции положили начало регулярным плаваниям на западном участке Северного морского пути. В ходе первой экспедиции из Сибири было вывезено 11 тысяч тонн хлеба и много других продовольственных и промысловых грузов.

В 1921 г. подписанный В.И. Лениным декрет о создании Плавучего морского института (Плавморнина) положил начало комплексному исследованию арктических морей и Северного морского пути. Практическое освоение Северного морского пути приобрело статус государственной важности.

В 1932 г. экспедиция О.Ю. Шмидта на ледокольном пароходе «А.Сибиряков» стала отправной точкой к открытию регулярного сквозного сообщения по Северному морскому пути, который впервые был пройден за одну навигацию – за 66 суток.

В 1934 г. экспедиция В.Ю. Визе на ледорезе «Литке» прошла за одну навигацию Северным морским путем из Владивостока в Мурманск.

В 1941 -1945 гг. по трассе Северного морского пути проведено 130 конвоев — более двух с половиной тысяч судов перевезли миллионы тонн различных военных грузов. По Северному морскому пути с Дальнего Востока боевые корабли переводились в Баренцево море для усиления Северного флота. Севморпуть внес серьезный вклад в исход Великой Отечественной войны.

В послевоенные годы Северный морской путь стал «дорогой жизни» для миллионов людей, живущих и работающих на Севере. Благодаря этому транспортному ресурсу северные города оживали, развивались и росли.

В 1959 г. на трассу Северного морского пути впервые в мире вышел атомный ледокол «Ленин» — это позволило кардинально пересмотреть вопрос о расширении сроков навигации и значительно увеличить объем грузооборота на трассе Северного морского пути.

В 1960—1970 гг. на трассах Северного морского пути работало несколько сотен судов под проводкой 11 ледоколов. Стала реальностью круглогодичная навигация в западной части Арктики.

В 1977 г. атомный ледокол «Арктика» впервые в истории достиг в активном плавании Северного полюса, тем самым, доказав, что отечественные суда могут уверенно проводить суда кратчайшим путем, высокоширотными околополюсными трассами.

В 1980-е и 1990-е гг. Северный морской путь начал приходить в упадок – он оказался наиболее чувствительным к ударам реформ.

С 2000-х гг. Северный морской путь реорганизуется. Сегодня Севморпуть – это важный проект модернизации России.

С.В. Долгова
Старший научный сотрудник ГОИНа,
Представитель Музея Мирового океана в Москве