New York World’s Fair

Всемирная выставка в Нью-Йорке (англ. New York World's Fair) была открыта 30 апреля 1939 года и длилась до 27 октября 1940 года.

New York World’s Fair

В первый же день ее посетили 200 тысяч человек. В отличие от Всемирной выставки-37, проходившей в Париже, она была рассчитана на два летних сезона.

Выставочный ареал занимал площадь 4,9 км², что является пока не побитым рекордом. Выставку посещало около 44 миллионов человек. Выставка была разделена на зоны по темам (транспорт, коммуникация, продовольствие, управление и т. д.)

Символами выставки, проходившей под девизом «Мир будущего», стали Трилон и Перисфера — 210-метровый трехгранный обелиск и шар диаметром 56 метров. Они были соединены самым длинным в мире эскалатором, а внутри шара разместилась диорама под названием «Демократия», которая знакомила посетителей с лучезарным, комфортабельным и демократичным будущим.

В конкурсе проектов для павильонов победил советский конструктор Б. Иофан, в дальнейшем в проектирование принимал также участие К.Алабян. Советский павильон представлял собой монументальное здание, выполненное из мрамора в форме полукруга с открытым пространством амфитеатра античного типа в центре. Посетитель, пройдя демонстрационные помещения, попадал в амфитеатр, где мог отдохнуть, посмотреть документальные фильмы о Стране Советов, послушать музыку. Перед ним был воздвигнут обелиск, увенчанный статуей рабочего с рубиновой звездой в поднятой руке.

Одна из основных оформительских особенностей павильона СССР на выставке 1939 года в Нью-Йорке — включение в экспозицию большого количества диорам. Они стали ведущим средством выразительности, так как никакие другие способы изображения не создавали такого впечатления реальности, сходства с действительностью.

Еще одним примечательным экспонатом была громадная карта Советского Союза, выполненная из самоцветов. Она экспонировалась и на предыдущей Выставке в 1937 году, но здесь ее увеличили (добавили около 1000 различных объектов), перевели на английский язык и показали маршрут экспедиции Папанина.

В экспозиции павильона было много макетов. Самым главным был макет Дворца Советов (его облицовка была выполнена из кварца). В разрезе были показаны роскошные интерьеры, подсвеченные специальными ртутными лампами.

За макетом Дворца Советов располагалось панно «Новая Москва» («Физкультурный парад в Москве»), выполненное художниками под руководством Ю. Пименова. Екатерина Зернова, один из авторов панно, вспоминает: «Принимать панно пришла правительственная комиссия, в составе которой были и архитекторы. Комиссия нашла, что люди на панно не вызывают возражений, но архитектура не та. Ее надо писать заново и строить, исходя из других принципов. Не в том дело, как она написана, — она написана красиво, — а в том дело, что именно изображено, какие дома нарисованы, какого размера и характера. Город будущего должен выглядеть по-другому. А какой архитектуре принадлежит будущее — на этот счет были разные мнения. Четких указаний мы не получили, хотя большинство архитекторов высказывались в пользу классики. Пришлось закрывать белилами очень большие площади и возводить заново колонны и высотные дома, а главное — строить архитектуру, которую еще никто не видел…» Дело кончилось тем, что художники написали архитектурный фон, едва различимый в туманной дымке.

В том же зале, где был макет Дворца Советов, посетители могли попасть на станцию метрополитена. По задумке Душкина, один отсек станции «Маяковская» был выполнен в натуральную величину и из тех же материалов и помещен между зеркальными стенами для создания эффекта присутствия. «Маяковская» получила первую премию.

Рядом с главным павильоном располагался другой, посвященный Арктике. Перед его входом стоял самолет, на котором Чкалов, Байдуков и Беляков совершили перелет в США через Северный полюс. Внутри были макет ледокола «И.Сталин» и подлинная палатка Папанина, побывавшая на Северном полюсе.

Нью-йоркский павильон был целиком перевезен в Москву для монтажа на месте главного входа в Центральный парк культуры и отдыха им. М.Горького, и только Отечественная война помешала завершить его сооружение.