EXPO-1933

27 мая 1933 года в Чикаго открыла свои двери Всемирная выставка, призванная показать, на что способна американская нация. Неофициально она получила другое, ставшее более известным, название «Век прогресса».

Одним из главнейших «хозяев» выставки, конечно, стал автомобиль. В те годы все чаще стало звучать магически завораживающее новое слово – «дизайн». Реформы открыли зеленую улицу работам молодых дизайнеров, которых тогда еще называли стилистами, возлагая на них надежду, что они смогут «перевернуть всю американскую действительность». Началось своеобразное помешательство на эстетическом оформлении любых вещей.

Не всем им суждено было выжить, но Всемирная выставка, длившаяся два года, открыла миру не только новый американский автомобильный дизайн, но и ознаменовала так называемую «Декаду обтекаемости», длившуюся последнее предвоенное десятилетие.

Выставка проходила в Барнхэм-Парке, на берегу озера Мичиган. На всей ее огромной территории помещались самый передовой технический авангард и американский фольклор: архитектурный футуризм соседствовал с примитивными постройками первых переселенцев на Диком Западе, самые совершенные автомобили стояли вперемешку с повозками первопроходцев. Не все посетители восприняли выставку как «витрину прогресса». Известный американский архитектор Фрэнк Ллойд Райт, живший в Чикаго, еще в 1925 году пророчествовал: «Автомобиль скоро разрушит наши города. Мичиган-авеню превратится из зеленого бульвара в гоночную трассу! Жизнь в Чикаго станет попросту невыносимой, и люди будут задыхаться от выхлопных газов, как только выйдут на улицу».

Мало кто верил в эти прогнозы. Тысячные толпы разглядывали многочисленные невероятные создания на колесах, которые родила возрождающаяся Америка. Все выставочные постройки подавляли монументальные павильоны концернов «Дженерал Моторс» и «Крайслер», выдержанные в лучших, как тогда считалось, футуристических решениях, с гигантскими залами, где переплетались цилиндрические, сферические и кубические формы. Фирма «Нэш» показала несколько десятков своих машин внутри стеклянной башни, «Паккард» царствовал в так называемом «Дворце транспорта», разместившемся в здании на 12 стальных колоннах. Архитектор Альберт Кан спроектировал для «Форда» своеобразную стеклянную «Ротонду», но она вступила в строй только в мае 1934 года, поэтому презентация новых моделей оказалась отложенной на год и уже не произвела на посетителей особого впечатления.

Официальное гала-представление открытия состоялось 27 мая 1933 года. Звездой вечера стала знаменитая танцовщица Салли Рэнд, «одетая лишь в несколько перьев» и исполнившая сюиту «Свет луны» Клода Дебюсси. Публика была покорена, невзгоды отошли на задний план. Другой звездой стала «Серебряная стрела» — непривычно обтекаемая серебристая машина известной в то время компании «Пирс-Эрроу». Ее считали самой красивой моделью за все долгое время работы выставки.

В архитектуре павильонов впервые массово использовались цвет (авторы колористической схемы Д. Урбан и Ш. Вогельгесанг), зенитные прожекторы и газосветные трубки с цветным светом (светодизайнер В. д'Арси Риан). На кровле павильона «Форда» по кругу диаметром 60 м были установлены 24 мощных прожектора с лучами света в одну милю высотой. Это решение считается одним из прообразов «световых соборов» А. Шпеера. Выставка закрылась в 1934 году под девизом «Фестиваль освещения: апофеоз рукотворного света».