Страницы ледовой истории «Атомфлота»

Судьба старейших судов «Атомфлота», наконец, определилась. В 2016 году под нож будет отправлен атомный ледокол «Сибирь», а в 2018 году — «Арктики». Они уже готовятся к встрече с вечностью, так что те, кто хотел попрощаться с легендами — вряд ли смогут это сделать. И только кадры кинохроники будут хранить память о героическом прошлом.

Арктика — самая богатая в мире кладовая газа и нефти и самый короткий, экономически выгодный торговый путь из Европы в Азию. Поэтому об освоении высоких широт мечтали не меньше, чем о покорении космоса. Но пробиться сквозь вечные льды было также трудно, как полететь к звёздам.

Чтобы воплотить мечту в жизнь, советские учёные, конструкторы первыми в мире создали сверхсовременные суда, способные экономить тысячи тонн топлива, беречь экологию и раскалывать многометровые льды. Для их постройки задействовали сотни предприятий. Тогда еще не было ледовых карт, опыта, но была страсть первооткрывателей и вера в успех. В 1959 году веден в эксплуатацию «Ленин», а в 1975 — «Арктика», которая первой достигла Северного полюса. В ее трудовой биографии — тысячи судов, проведённых в караванах, спасённых от смерти в торосах.

При такой нагрузке ледокол должен был стать для экипажа не просто рабочим местом, а вторым домом. Чтобы сбросить напряжение, на досуге полярники играли в футбол и обустраивали свой быт.

Особая жизнь на каждом судне. В 1977 году в ледокольную семью приняли «Сибирь», а в 1985-ом — «Россию». Они также внесли огромный вклад в освоение Арктики. С годами значимость Севморпути только растет, но патриархи флота, увы, стареют.

Затраты на дальнейшую реанимацию столь высоки, что бессмысленны. Поэтому «Арктику» списали. Хотя моряки-ветераны из Петербурга обратились в правительство страны с просьбой сохранить жизнь легенде, но эта мечта также стоит денег и также призрачна, как перспектива слетать на Марс.

Вслед за «Арктикой» в 2019 году в океан вечности отправится и «Россия». Но на их место — придут другие суда. Уже подписан заказ на строительство 4 из 6 дизельных ледоколов. Работы должны начаться в этом году. Также в 3-годичном бюджете страны заложено 20 млрд. рублей на новый атомоход, а к 2020 году — к нему добавятся еще 2. Общая сумма проекта — 90 миллиардов рублей, но эти вложения окупятся.

Источник: ГТРК «Мурман»