Дрейфующие платформы в Арктике не заменят наблюдений со льда

Дрейфующие ледовые платформы, которые Росгидромет планирует использовать в Арктике, не смогут заменить наблюдений, ведущихся полярниками с дрейфующих льдин, сказал в понедельник РИА Новости начальник высокоширотной арктической экспедиции Института Арктики и Антарктики (ААНИИ) Владимир Соколов.

Дрейфующие платформы в Арктике не заменят наблюдений со льда

Инфографика: Таяние льдов в Арктике

В июне 2010 года глава Росгидромета Александр Фролов рассказал о том, что он и его коллеги предложили спроектировать и построить плавучее сооружение для дрейфующих полярных станций. В сентябре на форуме «Арктика — территория диалога» он подробнее рассказал о проекте, пояснив, что дрейфующая ледовая платформа по форме будет напоминать сигару, чтобы обеспечить «самоходность» и избежать сжатия во льдах. По словам Соколова, проект уже получил одобрение Морской коллегии при правительстве РФ.

«Некоторые считают, что если мы построим платформу и насытим ее оборудованием, то она заменит дрейфующие станции на льду в чистом виде — в действительности это не так», — сказал Соколов РИА Новости.

Он пояснил, что ценность наблюдений прямо со льда в том, что они максимально достоверны и почти лишены искажений. По его словам, любой рукотворный объект (судно, платформа — ред.) "своей энергетикой создает вокруг себя «совершенно новую природную среду», и для получения «чистых» данных приходится выносить приборы на лед, на расстояние 400-500 метров.

Дрейфующие платформы в Арктике не заменят наблюдений со льда

Инфографика: Проект долговременной дрейфующей обсерватории в Арктике

«Кроме того, под влиянием ветра и давления вокруг вмороженной в лед платформы неминуемо образование торосов, под корпусом будет скапливаться лед, и вести наблюдения по океанологии тоже окажется невозможно», — сказал Соколов.
По мнению эксперта, наиболее перспективный путь — «некий симбиоз станций, которые есть у нас, и новой ледовой дрейфующей платформы... Жизнь подводит к тому, что все труднее найти подходящий лед, поэтому в целях безопасности решено пойти путем создания таких платформ».

В октябре руководитель представительства ФГУП «Росатомфлот» в Москве Станислав Головинский заявил, что Росатомфлот готов рассмотреть предложения по передаче в пользование науке корпусов выведенных из эксплуатации атомоходов «Сибирь» и «Арктика» для превращения их в плавучие арктические лаборатории.

Соколов пояснил агентству, что переоборудование и эксплуатация такого корпуса окажутся слишком дороги, а искажение параметров среды при измерениях — слишком велико.

«Мы делали соответствующие оценки, и получается, что переоборудование атомного ледокола, выведенного из эксплуатации, в ледовую дрейфующую платформу, будет дороже, чем создание новой... Кроме того, его влияние на природную среду будет существенно больше, чем у маленькой ледовой платформы», — сказал Соколов.

Дрейфующие платформы в Арктике не заменят наблюдений со льда

Инфографика: Российские научные станции в Арктике

Соколов пояснил, что российский опыт создания дрейфующих полярных станций в Арктике дает уникальные результаты для науки: «Они (станции — ред.) выдают информации больше, чем любое судно, работающее в Мировом океане, несмотря на то, что полярников на льдине всего 16 человек, а на судах бывает иногда до 200 специалистов».

Россия — единственная страна в мире, которая регулярно организует дрейфующие ледовые станции в Северном ледовитом океане. Первая дрейфующая станция «Северный полюс-1» под руководством Ивана Папанина открылась в 1937 году. В настоящее время в Арктике работает станция СП-39.

Источник: РИА Новости